[1] В 2008 г. вышла в свет книга доктора философских наук, профессора, ректора Национального института бизнеса
Плаксия С.И. «Высшее образование: желаемое и действительное».
Интерес к проблематике, рассматриваемой в этом издании, вполне обоснован, поскольку эта книга была написана и подготовлена к печати, когда 8 февраля 2008 г. с программной речью о развитии России до 2020 г. на расширенном заседании Госсовета выступил В.В. Путин. Сформулированы очень актуальные, правильные, долгожданные и чрезвычайно важные для выживания и развития страны тезисы и положения. Изложенные в сравнительно коротком тексте "О стратегии развития России до 2020 года", многие из них прямо или косвенно относятся к образовательной сфере, к реалиям и перспективам высшей школы. Президент России показал актуальность и наметил программу действий.
По теме данной книги Плаксия С.И. чрезвычайно актуальны многие тезисы выступления В.В. Путина 8 февраля 2008 г. Как справедливо отмечает автор, наиболее важные положения стратегии развития России до 2020 года должны лечь в основу стратегии развития высшего образования в России:
— "Единственной реальной альтернативой… является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ — на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом";
— "Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал.
Развитие человека — это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет.
Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов... От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.
Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. В России есть всё: и богатые традиции, и потенциал, чтобы сделать наше образование — от школы до университета — одним из лучших в мире.
Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сейчас Министерство образования работает над этими стандартами. Современные стандарты образования должны быть предметом обсуждения в обществе.
Сфера образования - это необходимая база для расширения научной деятельности. В свою очередь наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помощь молодежи для успешного интегрирования их в научную и инновационную среду – вот задача современного этапа развития науки и образования;
— "Нам надо добиться, чтобы все граждане нашей страны, используя свои знания и умения, а там, где необходимо, — помощь государства, имели возможность получить качественное образование, поддержать своё здоровье, приобрести жильё, получить достойные доходы";
— "Россия должна стать лучшей по возможностям для карьерного роста, для значительного повышения социального и материального статуса в течение жизни — лучшей в поощрении таланта и успеха";
— "Развивая человеческий капитал, мы должны опираться на всё богатство российской культуры, на её уникальные достижения и традиции";
— "Необходимо развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды…
Нам необходимо создать сотни тысяч рабочих мест, требующих высокой квалификации и связанных с использованием интеллектуального потенциала людей";
— "По возможности надо активнее привлекать частный капитал в государственный сектор, будь то промышленность или социальная сфера";
— "В России должна быть создана максимально комфортная конкурентная среда";
— "Сегодня мы решаем важнейший для судьбы России вопрос — определяем стратегию её развития до 2020 года. Очевидно, что только консолидированное, объединённое общим устремлением общество сможет её реализовать в полной мере. И потому наши долгосрочные ориентиры должны быть понятны всем, должны быть поддержаны гражданами страны.
Считаю крайне важным поэтому, чтобы планы развития страны прошли через широкое обсуждение в российском обществе, с участием всех его институтов. И такое обсуждение не должно закончиться одними разговорами — результатом должно стать принятие Правительством Российской Федерации Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года и конкретного плана действий по всем обозначенным выше направлениям. Пошаговый план должен быть по всем направлениям сделан".
Отмеченные автором книги важные положения выступления В.В. Путина 8 февраля 2008 г. имеют принципиальное значение для разработки стратегии развития высшего образования до 2020 г.
Все более важным становится правильный выбор стратегии, парадигм, практических действий, а также привлечение в образование наиболее талантливых и способных к нему людей. Какими знаниями и компетенциями должен обладать специалист и гражданин обязательно, а какие играют второстепенную роль? Как оптимально обеспечить концентрацию, изложение, передачу необходимых знаний и их использование? Встает множество вопросов, которые требуют правильных ответов.
С.И. Плаксий анализирует нынешнее состояние дел в высшем образовании с исторических позиций. При этом он рассматривает различные исторические этапы реформирования образования.
В результате автор приходит к печальному выводу, что у нынешнего этапа реформирования российского высшего образования есть опасность закончиться тем же, что и ранее, итогом, т. е. формированием «бокового тренда», когда замах рублевый, а результат копеечный. Ведь налицо прежние ошибки в политике реформ, которая пока свободна от стратегического подхода с позиций XXI века, а концентрируется не на основных, а на частных вопросах. Автор предостерегает нынешних реформаторов высшей школы - представителей образовательной власти, которые пытаются осуществить реформы образования без должного обоснования и пренебрегая мнением подавляющего большинства основных субъектов данной сферы. При этом уже сегодня, только-только приняв определенные меры, создав некие структуры или механизмы, руководители образовательной сферы спешат заявить об очевидных «хороших» результатах, успехах. На самом же деле, в силу специфики объекта, о них судить можно будет в лучшем случае через несколько лет, а по-настоящему — через полтора-два десятилетия.
Реформаторский порыв, желания российских властей, образовательного сообщества и граждан в области высшего образования, по крайней мере, в лозунгах, ныне в целом совпадают и формулируются в самом общем виде так: «доступность — качество — эффективность». Но дальше встают вопросы: что делать? как? за счет чего? кто? что понимать под доступностью, качеством, эффективностью? И здесь уже согласия нет. А по многим вопросам мнения прямо противоположны. Имеются проблемы и с законодательством.
Рост массива российского законодательства и иных подзаконных актов не всегда характеризует их с положительной стороны, потому как качество законопроектной и иной правоподготовительной работы находится еще не на должном уровне. В настоящее время действуют еще несовершенные, "разбалансированные" нормативные акты, в определенной части тормозящие весь процесс правового регулирования. Часто отсутствует система обратной связи, мониторинг правоприменительной практики деятельности учебных заведений и между результатом законодательной деятельности - нормативными актами и принимаемыми на их основе решениями. Из сказанного следует, что качество нормативных актов зачастую оставляет желать лучшего.
Анализ состояния законодательства субъектов Российской Федерации и их законодательной и иной правотворческой деятельности также показывает, что качество принимаемых в субъектах нормативных актов находится на невысоком уровне.
Как справедливо отмечает автор, к подготовке программы в области образования должны быть привлечены все заинтересованные специалисты. Она не может быть принята без широкого и демократичного обсуждения всем образовательным сообществом. А в основе разработки программы стратегии развития высшей школы должно быть главное — сбережение, развитие, реализация человеческого потенциала России. То же самое можно отнести и к подготовке соответствующей правовой базы. Все это в результате должно вытекать из образовательной стратегии. По мнению С.И. Плаксия, во главу угла образовательной стратегии следует ставить идею всемерного развития человеческого потенциала, а не узкопрагматичные цели (рынок труда, экономия средств и др.). Эта стратегия должна не просто реагировать на происходящие перемены, а обеспечивать конкурентоспособность России в воспроизводстве и развитии человеческого потенциала в обозримом будущем, соответствовать интересам всех субъектов образования и перспективам развития экономики, всех сфер жизни.
Есть ли такая стратегия сегодня? Стало ли образование очевидным приоритетом для государства? На бумаге — да, а на деле — нет. Так, весь пар реформирования российской высшей школы уходил и уходит ныне в гудок, извещающий о таких планах, а дела идут стихийно: или за счет энтузиазма и инициатив отдельных вузов, или на базе консерватизма большинства из них. На деле государство лишь позволяет большинству вузов выживать на свой страх и риск, исходя из их собственных возможностей и способностей, не предлагая четкой и долгосрочной стратегии, не давая достаточных средств, государство еще и ограничивает свободу действий своих вузов. Например, изменения законодательства об образовании, происшедшие в 2004–2007 гг., лишь ухудшают финансирование и ущемляют самостоятельность вузов: даже внебюджетными, заработанными деньгами государственный вуз не имеет права распоряжаться самостоятельно, а только через казначейство. Вузы, преподаватели, студенты лишаются почти всех льгот. И как это сочетается с документами правительства по модернизации образования, принятыми в качестве стратегических на период 2000–2010 гг.? «Да никак. Наоборот — противоречит», - настаивает автор.
Два-три года разрабатывались подходы и планы модернизации образования, в том числе высшего, но вот прошло столько же времени — и о них благополучно стали забывать или игнорировать основные положения. Втайне от образовательной общественности разрабатываются новые подходы и планы, отличающиеся от старых. На смену далеко не идеальной, но в целом с правильным вектором стратегии, принятой всего несколько лет назад, сегодня узким кругом лиц, без широкого обсуждения и глубокого понимания предмета, исходя лишь из интересов разгрузки бюджета, а фактически из интересов финансовой власти и спокойной жизни части чиновников, подготовлена новая концепция реформирования высшей школы.
Эта реформа строится на бюрократических соображениях и технократических подходах. Может ли она претендовать на роль стратегии? Автор аргументировано и последовательно доказывает, что претендовать-то она претендует, но стать не может, так как предполагает не развитие, а свертывание высшей школы. Читая книгу Плаксия С.И. «Высшее образование: желаемое и действительное» задаешься вопросом: в самом деле, может ли называться стратегией развернутый план не победы, а поражения, сокращения высшего образования, ухудшения условий и самой перспективы для получения высшего образования значительной частью молодежи?
Исходным пунктом стратегии является определение ее цели. Нельзя не согласиться с автором, что целью образовательной стратегии должно стать возвращение России в число наиболее образованных стран мира по критериям и требованиям цивилизации XXI века, когда научное знание становится двигателем общественного воспроизводства, а наука и научно-технический прогресс на девять десятых определяют социально-экономическое развитие.
Между тем автор книги еще раз возвращается к стратегии развития России, увязывая её с реформированием образования. Он последовательно подводит читателей к тому, что реформа высшего образования должна органично вписываться в стратегию развития всей России. Не пассивное следование в фарватере мировых тенденций, а проектирование и планирование будущего российского общества и государства, различных их сфер на основе четко сформулированной парадигмы — такова стратегия развития России до 2020 г., предложенная и обоснованная В. В. Путиным 8 февраля 2008 г. Ее реализация в немалой степени связана с высшим образованием как основным поставщиком интеллектуальных кадров, генератором и провайдером идей и инноваций. "Несущие конструкции" впервые за два десятилетия сформулированной парадигмы задают направление развития для высшей школы. Она на максимально возможном широком поле, используя лучшие традиции, заделы и возможности, должна обеспечивать сегодня и в долгосрочной перспективе реализацию "абсолютного национального приоритета" — "развитие человека". Для высшего образования сформулирована основная повестка дня на многие годы: оно должно обеспечить "карьерный рост", "значительное повышение социального и повседневного статуса" людей, "поощрение талантов и успехов", "стремление к самосовершенствованию, использованию своих навыков и талантов", "профессиональную и творческую самореализацию". В формировании "общества равных возможностей" решающее значение будет играть знания, являющиеся творческой, инновационной составляющей развития, реализации и обогащения человеческого потенциала.
Критически оценивая происходящее, автор отмечает в своей книге: «Власти в основном гнут свою линию, которая далеко не во всем соответствует реализации основных целей, научному подходу и здравому смыслу. Так, провозглашаемая и сегодня достаточно высокая «доступность» высшего образования многим чиновникам и идеологам реформ не нравится. Поэтому выдвигаются идеи о «перепроизводстве специалистов с высшим образованием», ставится вопрос о целесообразности сокращения вузов, и прежде всего негосударственных. Декларируемое стремление к «качеству» входит в вопиющее противоречие с общим сокращением количества лет обучения (бакалавриат), пренебрежительным отношением к преподавателям, слабым их стимулированием, бюрократизацией вместо содержательной работы, огромным количеством формальных показателей и процедур при лицензировании и аккредитации, начетничеству при проверке знаний студентов через тестирование, которое при нынешней его абсолютизации и перегибах ведет к натаскиванию старшеклассников и студентов в ущерб развитию творческих способностей и других личностных качеств. Провозглашаемое повышение эффективности на деле сопровождается резким увеличением финансирования управленческих структур и процедур, узким ее пониманием, когда во главу угла ставятся оценки и удовлетворенность работодателей в ущерб более широкому контексту формирования гражданских, социальных и профессиональных компетенций».
Сегодня общеизвестен и привычен тот факт, что
доступность высшего образования в большинстве развитых стран стала действительно всеобщей. По таким программам там обучается уже более 70% молодежи. В книге приводятся убедительные подтверждения расширения возможностей получения высшего образования для широкого круга населения. Среди экономически активного населения (включая безработных) в 15 наиболее развитых странах имеют высшее образование 24%, в том числе в США — 41%, Канаде — 43%, Японии — 44%, а в России таких около 23%. При этом среди занятых в экономике (т. е. работающих) доля имеющих высшее образование на 3–5% выше
[2]. Значит ли это, что по количеству студентов и выпускников вузов Россия "впереди планеты всей"? Естественно, ничего подобного нет. Для подтверждения тезиса о «перепроизводстве» в России специалистов с высшим образованием по многим направлениям ныне запущен «прогноз», что нас ожидает значительная безработица. Якобы министерство образования и науки составило баланс спроса и предложения на рынке труда в среднесрочной перспективе. Однако такой прогноз, если он действительно есть, вряд ли выдержит критику и испытание временем. На чем он основывается? На самом деле для такого прогноза пока нет достаточной информационной базы и обоснованной модели развития экономики ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе. Мало того, при попытках прогнозирования рынка труда учитываются интересы только крупных производств, а развитие среднего и малого бизнеса почти не берется в расчет. Между тем сегодня уже около 15% выпускников вузов сами пытаются создать свой бизнес, они «самозанятые» и не нуждаются в работодателях. И в дальнейшем их количество будет существенно расти.
Представление о том, что при расширении возможностей получить высшее образование и резком увеличении доли обучающихся по таким программам идет процесс обесценивания его роли, а также растет безработица среди специалистов, не подтверждается статистическими данными и результатами опросов общественного мнения. С такой оценкой можно согласиться, тем более что С.И. Плаксий свои оценки подкрепляет статистическими данными. В частности он отмечает: «Мы не должны ни преуменьшать, ни преувеличивать реальный уровень образованности россиян. В конце первого десятилетия XXI века мы — среднеобразованная страна: две трети населения имеют образование не выше среднего специального, а по показателям образования в Индексе человеческого развития среди 146 государств Россия занимает 27–30-е место.
По уровню грамотности населения в возрасте старше 15 лет Россия находится на 8–10-м месте (99,6%), по совокупному валовому коэффициенту числа поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения — на 29 месте (88%), по индексу уровня образованности (0,95) 24 страны опережают Россию, а 7 стран имеют одинаковый показатель. Охват молодежи в возрасте 15–34 лет программами начального, среднего и высшего профессионального образования в 2006 г. составил 25,1%. Так что по показателям образованности Россия находится в конце третьей десятки стран мира, а не "впереди планеты всей"
[3].
По количеству студентов на 10 тыс. населения Россия действительно занимает 3–5 место. Однако хорошие количественные показатели высшего образования очень быстро могут ухудшиться. Объективно — это уже происходит в силу демографических факторов. Но если к этому добавятся уже создаваемые искусственные препятствия для поступления в вузы, то и по количеству студентов на 10 тыс. человек Россия быстро окажется во 2–3 десятке, как это было в 1990–1995 гг. В XXI веке нет альтернативы обществу знаний. Для такого общества массового среднего общего или узко специального образования будет мало».
Недавно опубликован рейтинг лучших 200 университетов мира, и в нем нет ни одного российского. Конечно, идеальных рейтингов не бывает, с ними можно спорить, не соглашаться. Но определенные тенденции, оценки и мнения они отражают. С нашей точки зрения, в последних мировых рейтингах вузов мы имеем эффект бумеранга. Поскольку в России с самозабвением и постоянно говорят о снижении качества высшего образования, в это поверили не только в нашей стране, но и за рубежом. Мы убедили себя и мир, что у нас низкое качество высшего образования.
Смелые оценки действительности, сделанные автором настоящей монографии, поражают. Например: «Фальсификация, фальшивость разъедают высшую школу, а лидерство многих вузов построено или на близости к властям, или на голословных утверждениях о своей исключительности, или на прямом обмане. Во всяком случае, не обнародовано ни одного аналитического материала, в котором по ясным и проверяемым критериям обосновывалось и показывалось бы более высокое или более низкое качество образования в одних вузах по сравнению с другими. Даже наиболее объективные и проверяемые раз в пять лет данные по почти двум десяткам аккредитационных показателей не публикуются. К тому же в привилегированных вузах проверка аккредитационных показателей вообще фактически не проводится. Избегают они под различными предлогами и тестирования студентов по общим методикам. Поэтому на самом деле того, что реально творится во многих вузах, считающих себя или назначенных лидерами, и каково фактическое качество их работы, общество просто не знает. Предлагается довольствоваться тем, что о своих вузах говорят их руководители и «прикормленные» организаторы «общественных» оценок. Впрочем, это не чисто российское явление».
Главный ресурс, в конечном итоге определяющий состояние и результат образования, - это интеллектуальный потенциал основных участников образовательного процесса и его реализация. Но, как известно, с эффективностью наращивания и использования этого потенциала проблемы были во все времена и везде. Интеллекта всегда не хватает. Тем более, если его слабо стимулировать.
Учитывая большой опыт работы автора книги в сфере образования, полагаем, что можно согласиться с его мнением о том, что пока еще возможен рывок в достижении качества и эффективности высшего образования. При этом, и из опыта других стран, и из "Болонского процесса" надо брать все лучшее, адаптируя его с учетом российской специфики, современных реалий и внутренних закономерностей жизнедеятельности высшей школы.
С точки зрения С.И. Плаксия, задачами первостепенной важности для России, ориентированными на общество и экономику, основанные на знаниях, являются:
- выработка и четкая реализация стратегии преобразования высшей школы, в которой в центр ставятся кардинальное изменение содержания и технологий обучения ради формирования у молодежи нового качества образованности, компетентности, умения и установки непрерывно учиться и добиваться в своей деятельности высокой эффективности;
- всемерная поддержка и стимулирование массового высшего образования, отвечающего вызовам XXI века, при одновременном создании условий и для создания подлинно элитных исследовательских вузов, отвечающих самым высоким мировым стандартам;
- на основе четкого и адекватного видения перспектив развития высшего образования достижение консенсуса в образовательном сообществе и мобилизация всех его субъектов на реализацию стратегических целей;
- срочное увеличение бюджетного финансирования для ведущих государственных вузов (80–100 вузов) в 3–4 раза, а остальных (количество которых надо определить, но резкого сокращения допускать нельзя) — в 2 раза (соответственно в 2–4 раза увеличить зарплату преподавателям);
- создание реальной, централизовано контролируемой и направляемой системы привлечения к преподавательской работе молодых, способных кадров, повышения квалификации на базе современных образовательных технологий;
- обеспечение условий для здоровой конкуренции между вузами, поддержка негосударственного сектора на основе учета адекватных критериев качества и эффективности образовательной деятельности и услуг, соответствующих перспективам рынка труда;
- организация образовательных сообществ на демократических началах, реальная автономия вузов при эффективном контроле со стороны структур гражданского общества.
Главное для качественного массового высшего образования – всемерное стимулирование повышения интеллектуального потенциала и инновационной составляющей, синергетических возможностей институтов, академий и университетов.
Во главу угла надо поставить тезисы: «Центральная фигура образования — преподаватель»; «Центральные звенья реформирования высшей школы — вузы и факультеты».
Изучение мирового опыта и опыта СССР позволяет утверждать, что кардинальные изменения в системе высшего образования и ее ощутимое влияние на интеллектуальный потенциал общества, его экономические показатели и развитие вообще имеют место при устойчивом приоритетном внимании государства не только к финансированию образования, но и к созданию благоприятных условий, стимулированию основных его субъектов, притоку способной молодежи в вузы. Причем в силу инертности системы и ее сильнейшей зависимости от кадрового потенциала эти процессы дадут заметный результат в лучшем случае через 10–15 лет.
Подводя итог изложенному выше, следует констатировать, что в книге С.И. Плаксия успешно осуществлена попытка комплексного рассмотрения разносторонних аспектов высшей школы, с точки зрения как теоретических, так и практических вопросов, касающихся разработки и принятия различных решений в области образования и науки.
Данная монография, несомненно, вызовет живой интерес у депутатов, государственных и муниципальных служащих, студентов, аспирантов, а также практиков, принимающих непосредственное участие в работе ВУЗа.
[1] Любимов Алексей Павлович - доктор юридических наук, профессор, действительный член РАЕН и МАН ИПТ. Автор книг "Парламентское право России", "Лоббизм как конституционно-правовой институт", "Классификация видов лоббизма", соавтор "Проблемного Комментария Конституции РФ", учебных пособий "Международные организации", "Правовые основы функционирования СНГ" и др. книг.
[2] См.: Российский статистический ежегодник. 2007. Стат. сб. - М., 2007. С. 150.
[3] См.: Независимая газета. 2008. 12 февраля; Российская газета. 2006. 11 сентября; Доклад о развитии человека. - М., 2004. С. 161–168; Российский статистический ежегодник. 2007. Стат. сб. С. 229.