На последнем заседании 2009 года – 25 декабря - Государственная Дума ФС РФ приняла Заявление в связи с 30-й годовщиной ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Постановление о принятии Заявления было подготовлено в Комитете Государственной Думы по делам ветеранов и фракцией «Справедливая Россия», в нём были и такие слова:
«Существующие сегодня различные, часто диаметрально противоположные оценки целесообразности ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 года не должны негативно влиять на уважительное отношение российского народа к воинам, добросовестно выполнявшим свой долг по решению поставленных перед ними задач по борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Боевые действия в Афганистане стали для сотен тысяч советских солдат и офицеров настоящей школой мужества».
Сразу нахлынули воспоминания. В 1986 году, после окончания Омского высшего общевойскового командного училища, добился отправки в Афганистан и через 8 месяцев принял в Герате под свое начало мотострелковый (горный) взвод в 101-м полку. Быстро летит время. Уже 30 лет современной истории прошло на наших глазах. Именно истории, потому что такое событие как оказание помощи народу Афганистана со стороны Советского Союза сохранится в человеческой летописи вечно. Существует много версий как за, так и против участия Советской Армии в устройстве внутренней жизни афганцев. Все зависит от того, какие цели преследует говорящий, пишущий, снимающий хронику или художественный фильм на афганскую тему. Я - гражданин России, и, естественно, я уверен в правильности принятого тогда решения о помощи Афганистану. Помню, ещё в школе, на уроках и вне их, мы обсуждали афганскую тему, сравнивали её с испанскими событиями середины тридцатых годов. Мечтали о подвигах, о лучшей жизни для большинства. Когда поступал в военное училище, предполагал, что могу попасть в Афганистан. Этого не скрывали и преподаватели. Так нас воспитывали. Интересы страны превыше всего. Уже офицером, путей обхода прохождения службы в Афганистане не искал. За прошедшие годы много наговорили о нежелании офицеров и солдат служить в Афганистане, чуть ли насильственном направлении их туда, о попытке их дезертирства и других негативах. Как участник тех событий могу сказать, что это неправда, массовых отказов от службы на афганской земле не было. Возможно, отдельные случаи и были, людям свойственно быть разными. Повторюсь. Подавляющее большинство окружавших меня тогда и сейчас, и солдат, и офицеров к афганским событиям относились с убежденной уверенностью в правильности принятого советским правительством решения, службу исполняли честно, за спины товарищей не прятались. Об этом говорят многочисленные их подвиги и награды, полученные на афганской земле. Да, были жертвы. От этого никто не застрахован. Больно, очень больно за каждого потерянного там человека. И не только советского, но и афганского. Изначально мы пришли туда хоть и с оружием, но не воевать, а помогать. И первое время массовых боевых действий не было. Пока не проявились интересы третьих сил, как политических и экономических, так и религиозных. И сегодня Афганистан - не самая спокойная точка на земле. И сегодня там пересекаются всё те же политические, экономические, религиозные интересы, но решаются они уже без нашего участия.
Отсюда вытекает первейшая задача обеспечения национальной безопасности - противодействие соответствующим политическим, экономическим, идеологическим, психологическим, информационным, разведывательно-контрразведывательным, террористическим и прочим акциям других государств, направленным на подрыв национальной безопасности России; максимально полное использование всех невоенных средств обеспечения национальной безопасности.
В своё время была дана отрицательная оценка этой войне. Сейчас идет переоценка, переосмысление. По прошествии многих лет, на бытовом уровне, без исследовательских выкладок, можно говорить о том, что мы приобрели в связи с афганским опытом. Мы показали, что мы - мощное государство, способное влиять на мировую политику, что мы умеем защищать свои интересы. Напрашивается параллель с событиями в Абхазии и Южной Осетии, где уже современное положение России обязывало ее принять участие в предотвращении геноцида в отношении народа этих государств.
Афганистан граничил с Советским Союзом, и мы перекрыли уже тогда набиравший силу наркотрафик через нашу территорию, мы защитили на тот момент наших сверстников от пагубного наркотического опьянения. Не могу не сказать о крайне тяжелом сегодняшнем состоянии этой проблемы для нашей молодежи, когда большая доля этого зла имеет афганское происхождение. Не с нашей подачи на территории Афганистана зарождался религиозный радикализм, и мы сдерживали его не на своей, а на чужой территории. События в Москве, Волгодонске, Беслане и другие, такой же направленности, унесшие многие человеческие жизни мирных жителей, явились подтверждением тому, что правильнее проблемы решать до порога своего дома – так сказать «в зародыше».
Если сравнить советское военное присутствие в Афганистане с нынешним нахождением там вооруженной группировки стран НАТО, то обращает на себя внимание те обстоятельства, что масштабные боевые действия со стороны талибов против войск коалиции сейчас не ведутся. Вооруженный конфликт ограничен эпизодическими террористическими действиями нынешней афганской оппозиции, которая не имеет прежней финансовой, материальной и военной поддержки. Тем не менее, коалиционные силы НАТО так и не в состоянии сегодня успешно контролировать территорию Афганистана. В этих условиях ставка делается на подкуп лидеров вооруженной оппозиции, целенаправленное ведение психологической войны против населения страны и манипулирование мировым общественным мнением.
Вспоминаю свою службу в составе боевого рейдового мотострелкового батальона в должности командира горного взвода. Нашей непосредственной задачей было уничтожение бандформирований, а также пресечение обеспечения «душманов» продовольствием и вооружением – караванами из Пакистана.
Что касается сущности нашей войны в Афганистане в целом, то она была такова: мы не воевали против афганского народа. Мы вели войну с теми бандформированиями, которые действительно хотели уничтожить наши части и подразделения, и могу с уверенностью сказать, что большинство членов вооруженных групп, оказывавших нам сопротивление, составляли не представители Афганистана, а наемники, собранные со всего мира. Это были немцы, китайцы, французы, поляки, румыны и даже русские. Это война втянула в себя бандитов, готовых воевать за деньги. Мы же на той войне старались максимально уменьшить ущерб, наносимый мирному населению. У меня лично до сих пор осталось уважительное отношение к афганскому народу. Хочется отметить также, что эти люди отличаются исключительным трудолюбием: так, например, они проводили сбор урожая риса до трех раз в год вручную, без использования сельхозтехники.
Кстати сказать, по имеющимся статистическим данным, уровень жизни в Афганистане в период нашего военного присутствия был одним из самых высоких за всю историю этой страны. В те годы со стороны ОКСВ местному населению кишлаков и более крупных населенных пунктов оказывалась масштабная материальная и медицинская помощь. Военнослужащие принимали участие в доставке грузов в самые отдаленные провинции страны, обеспечении безопасности движения на дорогах и бесперебойной работы трубопроводов из СССР, восстановлении афганских предприятий, ремонте дорог и мостов, других строительных работах.
Не зря и в Заявлении Государственной Думы в связи с 30-й годовщиной было отмечено:
«Наши воины-интернационалисты – ветераны боевых действий в Афганистане, сумевшие с честью пройти через множество испытаний, сформировали целое поколение мужественных и закаленных людей. Сила воли, целеустремленность, гражданская активность, патриотический настрой и энергия этих ветеранов и в 80-х, и в 90-х годах ХХ века были нужны нашей стране. Востребованы они и в настоящее время.
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации считают своим долгом выразить глубокое уважение и поддержку российским ветеранам боевых действий в Афганистане и их боевым товарищам в независимых государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР, выдержавшим сложнейшее испытание в тяжелых условиях войны в Афганистане и сохранившим верность воинской присяге и боевому братству.
У каждого, кто прошел через Афганистан, - своя война и своя правда. Однако, несомненно, одно - во все времена героизм, верность присяге, мужество и мощь российского оружия являлись важнейшими условиями нашего государства, были и остаются гарантией его целостности и независимости».