Казалось бы, что еще можно добавить к тому, что мы уже знаем об Александре Сергеевиче Пушкине, каких неведомых еще сторон его жизни и творчества можно коснуться, о каких пристрастиях напомнить. Все, все известно нам, людям другой эпохи, чуть ли не наизусть, воспринято с благодарностью и любовью, все стало частью нашей души, нашей культуры, нашего национального самосознания. Однако...
Однако Пушкин и созданное им неисчерпаемы, как, впрочем, и все гениальное.
Давно замечено, что добрые слова обязательно дадут добрые всходы.
Слово не пропадает. Благодеяния могут исчезнуть. Царства рушатся. Но слово... Слово - это Бог, Бог - это слово. Слово сотворило и солнце нашей поэзии - Пушкина. Именно он впервые наполнил русский глагол неведомой дотоле силой и глубиной. И одно из главных для него слов, глубоко им прочувствованное и освещавшее всю его жизнь, - справедливость, ибо - где отсутствует справедливость, там молчат законы, там неправый суд, там нет и свободы. Эта мысль отчетливо и громко звучит в его произведениях.
В первых строках знаменитой оды “Вольность” заключена в сжатой форме теория государства и права европейских стран. Сама ода - политическая доктрина, манифест свободолюбивой части русского общества того периода. Не случайно это стихотворение первоначально называлось “Ода на свободу”.
В оде А. С. Пушкин призывал к ограничению самодержавия законом:
"Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон".
По мнению поэта, свобода процветает лишь в том обществе, в котором все равны перед законом, в котором все повинуются ему. Но если законами управляют, если закон - ничто для властителей, то:
"И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!"
С неизбежностьюследует вывод, о том, что закон лишь тогда опора государства, тогда он благо, когда он гармонично сочетается со свободой и справедливостью, когда само благополучие владыки обязано существованию закона:
"Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут верной стражей трона
Народов верность и покой".
Говоря сегодняшним языком, поэт с первых же своих шагов в литературе осознал значимость права для жизни общества, всех его слоев и сословий и стал убежденным защитником закона, посвятив этому многие страницы самых значительных своих сочинений.
В более позднем стихотворении “Андрей Шенье” поэт пишет, что закон и неограниченная власть несовместимы, что для достижения своих целей владыки не считаются с моралью, что такая власть может существовать лишь на руинах свободы, ибо достойно царствовать при отсутствии демократии невозможно, а неограниченная власть деспота развращает его:
"Оковы падали. Закон,
На вольность опершись, провозгласил равенство..."
Поэт предостерегает, что мало свергнуть царей, надо уберечь закон, не отдавать его в руки “убийце с палачами”. Свобода - “Богиня чистая” - может исчезнуть, и тогда “целебный… сосуд” сокроется за “пеленой кровавой”.
И все сначала, и так до наших дней...
Из принципа главенствования закона вытекает высшее требование закономерности: нет закона там, где ему не повинуются; закон это не право силы. Там, где сила подменила закон, процветает тирания.