Прогрессирующее отставание России в области инноваций от высокоразвитых государств становится сегодня едва ли не самой важной проблемой развития страны, приобретающей уже не столько экономическое, сколько политическое и стратегическое значение. Рыночные реформы, которые, казалось, должны были сдвинуть с мертвой точки ее решение, «замороженное» еще со времен брежневского застоя, только усугубили ситуацию. Сегодня перед страной, совсем недавно бывшей второй по экономическому и научно-техническому потенциалу державой мира, со всей остротой встал вопрос о принадлежности к числу промышленно развитых стран вообще.
Несмотря на принятие ряда решений, касающихся ускорения инновационной деятельности и образования новых структур, в реальной жизни мало что меняется. Венчурное финансирование проходит по сути этап экспериментальной апробации, его законодательный механизм только формируется, правовые и директивные нормативные акты в этой сфере не всегда согласуются друг с другом, возникающая же бюрократическая неразбериха сильно тормозит, а иногда и срывает реализацию намеченных проектов. Главное же в том, что в практической экономической политике предпочтение по-прежнему отдается крупным корпорациям, антимонопольное законодательство практически не действует, что и понятно: влияние лоббистов этих корпораций в высших исполнительских и законодательских структурах совершенно несопоставимо с теми усилиями, которые предпринимаются по защите интересов мелкого и среднего бизнеса. При этом те из них, которые заняты в сфере производства или сервисных отраслях, имеющих прямое или косвенное отношение к инновационной деятельности, страдают от сложившегося в стране отношения к своему бизнесу, пожалуй, больше всего. На каждое «правильное» решение федеральных органов власти приходится несколько министерских и ведомственных инструкций, сводящих подчас это решение на нет. Сказывается и низкий уровень исполнительской дисциплины в государственном аппарате, а также действия региональных и местных властей, которые сплошь и рядом вносят свои коррективы в федеральные правовые акты, они зачастую прямо противоречат сформулированным федеральным законодательством нормативным положениям.
Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru