Представление интересов – новый антикоррупционный институт
В условиях глубоких социальных и демократических преобразований, когда в России проводятся конституционно-правовое реформирование и приобщение граждан к восприятию достижений, накопленных мировым сообществом, с новых теоретико-практических позиций обостряются проблемы взаимосвязи общества, права, конституции. Решение возникших проблем приобретает особый характер в связи с формированием лоббистских и иных правоотношений, обусловленных становлением гражданского общества, правового государства и рыночной экономики. Развитие этих отношений в соответствии с конституционным правом является одной из наиболее актуальных и вместе с тем самых сложных проблем юриспруденции.
Настоящая проблематика, связанная с обустройством правового государства, институтов народовластия, демократии и механизмами их взаимодействия, активно обсуждается научной общественностью и в юридической литературе. Однако ясного и точного ее правопонимания еще не выработано. Очевидно одно: исследователи-конституалисты должны отреагировать на требование российской действительности, привести в конституционно-правовое русло нарастающий объем лоббистских отношений на основе укрепления правовых позиций гражданского общества. При этом гражданское общество понимается как способ сосуществования, сотрудничества, взаимопонимания людей, в идеале своем основанное на идеологическом и политическом многообразии мировоззрений, отсутствии государственной или обязательной идеологии, в конечном счете – на разуме, свободе, праве. В конституционно-правовых рамках гражданского общества возможен переход от формальных тоталитарных запретов на все виды и формы проявления лоббирования к действенному общественному согласию всех участников (субъектов) легитимных лоббистских правоотношений.
Поскольку общество находится в состоянии непрерывного движения, то поиск наиболее совершенных правоотношений, в числе которых лоббистские отношения являются новыми, малоисследованными, нельзя оторвать от интересов правового государства, его управляющего воздействия. Речь идет о недопустимости противопоставления государству лоббизма только как системы общественных отношений, связанных с оказанием противоправного, зачастую коррумпированного давления на законодателей и чиновников. Общественно необходимым становится обеспечение конституционных гарантий со стороны государства своим гражданам равного и свободного права на участие в принятии государственных решений, а также решений в системе легитимного выбора и рационального распределения функций власти.
С этой точки зрения каждый гражданин должен иметь реальную возможность участия в общественно-политическом процессе, а равно быть защищенным от произвола и других противоправных действий теневых лоббистов. Чрезмерное расширение рамок лоббирования, особенно в парламентской деятельности, может негативно воздействовать на основы жизнеобеспечения государства и общества. Поэтому предстоит сформировать систему лоббистских правоотношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы социальных групп, организаций и граждан. Основная цель наметившихся здесь поисков – упорядочение лоббистских отношений, создание оптимального правопорядка, на основе которого граждане, социальные группы и общности имели бы реальное право на участие в лоббировании, гарантированном законами.
Правовое осмысление этой ситуации, ее понятийно-категориальное выражение в науке конституционного права необходимо для формирования теории конституционно-правового регулирования лоббистских отношений. Представляется важным выяснить специфику создаваемой модели правового регулирования лоббистских отношений в российских условиях. Для нее характерно, наряду с заинтересованностью субъектов правоотношений в принятии решений, отвечающих общественным интересам, влияние на органы власти, должностных лиц и общественное мнение для достижения желаемого, не обязательно корыстного результата. Не случайно в этих условиях правовая, политическая и экономическая реформы сопровождаются борьбой против формирования новых для России коррумпированных лоббистских отношений.
Перед отечественной конституционно-правовой теорией стоит задача создания модели демократического гражданского общества, идущего по пути либерализации, учитывающей особенности национального и мирового опыта формирования лоббистских правоотношений. Это позволяет законным образом влиять на принятие государственных решений, контролировать власть и иметь возможность непосредственно участвовать в управлении делами государства посредством использования правового, антикоррупционного института лоббизма.
Анализ федеральных нормативных правовых актов, равно конституционного и уставного права субъектов Российской Федерации, осуществленный в этих целях автором, позволяет определенно утверждать, что в названных и иных конституционно-правовых актах содержится значительное количество необходимых норм-основ права для развития правового, антикоррупционного института лоббизма интересов граждан и организаций.
Объективная неизбежность становления правового института лоббизма обусловлена не только действием различных институтов правовой и политической систем России, но и является необходимым следствием взаимодействия широкого круга субъектов правоотношений за рубежом, опыт которого полезен, в первую очередь, для федеральных органов власти, их должностных лиц, организаций, проявляющих активный интерес к зарубежной лоббистской практике.
Учитывая, что лоббизм все больше разрастается, получает политическую, экономическую и управленческую окраску, проблема лоббирования требует усиления конституционного, правового регулирования. В будущем правовое регулирование всего комплекса проблем, связанных с институтом лоббизма, обретет исключительную актуальность в связи с охватом профессиональной лоббистской деятельностью все новых структур государственного и муниципального управления. Все вышеизложенное и побудило нас обратиться к конституционно-правовой разработке проблем обусловленности становления лоббистских правоотношений в России формированием гражданского общества.