Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Представление интересов – новый антикоррупционный институт

В условиях глубоких социальных и демократических преобразований, когда в России проводятся конституционно-правовое реформирование и приобщение граждан к восприятию достижений, накопленных мировым сообществом, с новых теоретико-практических позиций обостряются проблемы взаимосвязи общества, права, конституции. Решение возникших проблем приобретает особый характер в связи с формированием лоббистских и иных правоотношений, обусловленных становлением гражданского общества, правового государства и рыночной экономики. Развитие этих отношений в соответствии с конституционным правом является одной из наиболее актуальных и вместе с тем самых сложных проблем юриспруденции.
Настоящая проблематика, связанная с обустройством правового государства, институтов народовластия, демократии и механизмами их взаимодействия, активно обсуждается научной общественностью и в юридической литературе. Однако ясного и точного ее правопонимания еще не выработано. Очевидно одно: исследователи-конституалисты должны отреагировать на требование российской действительности, привести в конституционно-правовое русло нарастающий объем лоббистских отношений на основе укрепления правовых позиций гражданского общества. При этом гражданское общество понимается как способ сосуществования, сотрудничества, взаимопонимания людей, в идеале своем основанное на идеологическом и политическом многообразии мировоззрений, отсутствии государственной или обязательной идеологии, в конечном счете – на разуме, свободе, праве. В конституционно-правовых рамках гражданского общества возможен переход от формальных тоталитарных запретов на все виды и формы проявления лоббирования к действенному общественному согласию всех участников (субъектов) легитимных лоббистских правоотношений.
Поскольку общество находится в состоянии непрерывного движения, то поиск наиболее совершенных правоотношений, в числе которых лоббистские отношения являются новыми, малоисследованными, нельзя оторвать от интересов правового государства, его управляющего воздействия. Речь идет о недопустимости противопоставления государству лоббизма только как системы общественных отношений, связанных с оказанием противоправного, зачастую коррумпированного давления на законодателей и чиновников. Общественно необходимым становится обеспечение конституционных гарантий со стороны государства своим гражданам равного и свободного права на участие в принятии государственных решений, а также решений в системе легитимного выбора и рационального распределения функций власти.
С этой точки зрения каждый гражданин должен иметь реальную возможность участия в общественно-политическом процессе, а равно быть защищенным от произвола и других противоправных действий теневых лоббистов. Чрезмерное расширение рамок лоббирования, особенно в парламентской деятельности, может негативно воздействовать на основы жизнеобеспечения государства и общества. Поэтому предстоит сформировать систему лоббистских правоотношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы социальных групп, организаций и граждан. Основная цель наметившихся здесь поисков – упорядочение лоббистских отношений, создание оптимального правопорядка, на основе которого граждане, социальные группы и общности имели бы реальное право на участие в лоббировании, гарантированном законами.
Правовое осмысление этой ситуации, ее понятийно-категориальное выражение в науке конституционного права необходимо для формирования теории конституционно-правового регулирования лоббистских отношений. Представляется важным выяснить специфику создаваемой модели правового регулирования лоббистских отношений в российских условиях. Для нее характерно, наряду с заинтересованностью субъектов правоотношений в принятии решений, отвечающих общественным интересам, влияние на органы власти, должностных лиц и общественное мнение для достижения желаемого, не обязательно корыстного результата. Не случайно в этих условиях правовая, политическая и экономическая реформы сопровождаются борьбой против формирования новых для России коррумпированных лоббистских отношений.
Перед отечественной конституционно-правовой теорией стоит задача создания модели демократического гражданского общества, идущего по пути либерализации, учитывающей особенности национального и мирового опыта формирования лоббистских правоотношений. Это позволяет законным образом влиять на принятие государственных решений, контролировать власть и иметь возможность непосредственно участвовать в управлении делами государства посредством использования правового, антикоррупционного института лоббизма.
Анализ федеральных нормативных правовых актов, равно конституционного и уставного права субъектов Российской Федерации, осуществленный в этих целях автором, позволяет определенно утверждать, что в названных и иных конституционно-правовых актах содержится значительное количество необходимых норм-основ права для развития правового, антикоррупционного института лоббизма интересов граждан и организаций.
Объективная неизбежность становления правового института лоббизма обусловлена не только действием различных институтов правовой и политической систем России, но и является необходимым следствием взаимодействия широкого круга субъектов правоотношений за рубежом, опыт которого полезен, в первую очередь, для федеральных органов власти, их должностных лиц, организаций, проявляющих активный интерес к зарубежной лоббистской практике.
Учитывая, что лоббизм все больше разрастается, получает политическую, экономическую и управленческую окраску, проблема лоббирования требует усиления конституционного, правового регулирования. В будущем правовое регулирование всего комплекса проблем, связанных с институтом лоббизма, обретет исключительную актуальность в связи с охватом профессиональной лоббистской деятельностью все новых структур государственного и муниципального управления. Все вышеизложенное и побудило нас обратиться к конституционно-правовой разработке проблем обусловленности становления лоббистских правоотношений в России формированием гражданского общества.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2000 №4 (38)»
О концепции проекта федерального закона о политических партиях и партийной деятельности
Концепция федерального закона "О политических партиях и партийной деятельности"
Зоркальцев В.И., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Концепция проекта федерального закона "О политических партиях”, подготовленная рабочей группой ЦИК РФ
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке
Руководитель рабочей группы Аппарата комитета по подготовке законопроекта “О политических партиях”
Руководитель фракции "Единство"
Директор правового отдела Фонда развития парламентаризма в России
Заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения
Закон о политических партиях в оценках общественного мнения
О средствах достижения точности выражения правовых норм
Практика использования терминов «лоббизм», «лоббистская деятельность» в нормативных правовых актах и иных официальных документах в Российской Федерации
Заседание российско-американского семинара “Глобальная служба поиска информации: концепция, программа, результаты, перспективы”
конференция "Право и Интернет: теория и практика"
Конференция "Современные проблемы обеспечения доступа к архивным документам и их использования"
Рецензия на книгу Прокошина В.А. "Право, власть и жизнеобеспечение народа: основы новейшей камералистики"




 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016