Начало XXI века со всей очевидностью свидетельствует: мир вступил в эпоху глобализации. Но очевидно и другое – все многообразие мира не может быть сведено к одной - единственной модели существования. В выступлении на Х Всемирном Русском Народном Соборе митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил: «Одна цивилизация, пусть даже самая могущественная и влиятельная, коей сегодня является западная, не сможет заставить все остальное человечество жить по ее законам, органичным и исторически мотивированным для нее самой, но не являющимся таковыми для других народов и культур».
[1]
По данным ООН, сегодня в мире насчитывается около 200 государств, в то же время этой же авторитетной международной организацией зарегистрировано около 2,5 тысяч народов. Народов, различных по целому ряду характеристик. Народов, не желающих принимать чуждые стандарты поведения и нормы жизни. Не случайно, вторая половина ХХ века отмечена оживлением национальных проблем. Оно характеризуется резким повышением национального самосознания, стремлением некогда закабаленных народов, даже мелких этнических групп, к самоопределению. В этот период, на протяжении жизни одного поколения людей образовалось несколько десятков новых суверенных государств, население которых претендует на то, чтобы считаться самостоятельными нациями. При этом общество столкнулось с циничной подменой нравственных понятий. Зримо обозначился рост экстремизма, проявляющегося в разжигании социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, распространении идей фашизма, ксенофобии, практики терроризма. Все это не минуло и Россию – супермногонациональное и многоконфессиональное государство.
В связи с этим, особое звучание приобретают проблемы гармонизации отношений между народами не только на международном, но и на межнациональном уровнях.
Россия, будучи страной многонациональной и многоконфессиональной, обладает уникальным многовековым опытом построения собственной многоукладной цивилизации. Безусловно, эта позитивная составляющая с помощью науки должна использоваться максимально.
Не меньшего внимания требует и учет допущенных ошибок и просчетов, которые, в итоге, привели к развалу СССР. К сожалению, причины этого остались злободневными и для Российской Федерации: реализация принципов федерализма без достаточного выявления и учета воли соответствующих народов; стремление «ликвидировать национальный вопрос» автоматически, решая социально-экономические задачи; попытки ускорения «интернационализации» жизни наций как предпосылки их слияния в общероссийскую. Все это ведет к игнорированию национальных особенностей развития народов и, как следствие, сопротивлению проводимой политике.
Очевидно, что научные изыскания призваны акцентировать внимание на механизмах консолидации усилий государственной власти и институтов гражданского общества по формированию межнационального мира и согласия, обогащению многовековых самобытных культур и традиций народов нашей страны, упрочению принципов взаимоуважения и веротерпимости.
К сожалению, правотворческая активность последних лет как международного сообщества, так и России, не дает ожидаемых результатов из-за отсутствия четкого и однозначного определения правового статуса народов. Сами понятия «народ» и «права народов» понимаются и трактуются достаточно широко и противоречиво.
Сложность и многогранность категории «права народов» делает ее объектом исследования различных наук: политологии, социологии, философии и юриспруденции. Однако, в более полном и всестороннем анализе нуждается именно правовой аспект данной проблемы. Все это объясняет актуальность темы и необходимость ее углубленного изучения.
Опираясь на международно-правовые акты, Конституцию и законы Российской Федерации, обозначим некоторые концептуальные подходы к решению отмеченных проблем.
Российская Конституция в понятие «народ» вкладывает три базовых значения: народ как политическая общность (многонациональный народ Российской Федерации), источник и субъект публичной власти; народ как территориальная общность, как население определенной территории; народ как наднациональная политико-территориальная общность, обладающая правом на равноправие и самоопределение. При этом главным критерием идентификации народа как общности является объединение единой территорией проживания. Факторы этничности, религиозности, политической и социальной принадлежности, не являясь обязательными, усиливают или снижают консолидированность.
[2]
Конституция Российской Федерации, закрепив формулу «многонациональный народ Российской Федерации», с одной стороны, зафиксировала различные содержательные характеристики понятий «народ» и «нация»: народ – население государства, нация – этнос. С другой – употребив данный термин, определила перспективу формирования единой гражданской нации страны.
На территории Российской Федерации проживают народы, представляющие собой сложную по целому ряду количественных, социально-политических, экономических, идеологических, культурных, религиозных, этнических факторов структуру. Их можно объединить в четыре основные группы: государствообразующий титульный народ страны (русский – народ, составляющий абсолютное большинство населения страны и играющий определяющую роль в созданном государстве), коренные малочисленные народы регионов страны;
[3] коренные титульные народы субъектов РФ,
[4] национальные меньшинства.
[5]
Права народов, возникнув и развиваясь в рамках системы прав человека, оказались ограниченными этими пределами при решении проблем тех или иных общностей. Исходя из этого, существует настоятельная необходимость рассмотрения прав народов как нового самостоятельного направления в структуре прав человека. Соответствующим определением понятия «права народов» могло бы быть: «Права народов – это особые коллективные права человека, связанные с его принадлежностью к определенной территориальной, политической и национальной (наднациональной) общности; права, характеризуемые возможностью их реализации только общностью; права, которые регулируются системой международно- и национально-правовых норм, определяющих положение этих общностей в мире (в государстве) и создающих надежные гарантии для их сохранения, жизни и развития».
В становлении и развитии прав народов целесообразно выделить четыре основных периода и соответствующие им поколения прав. Первый период характеризуется ликвидацией феодализма и образованием централизованных государств в Европе. В это время появляется поколение прав, связанных с народным суверенитетом. Все более явным становится, что, создав государство, народ пользуется им для выражения своей воли. Второй период приурочивается к вступлению капитализма в монополистическую фазу. Превалирующей становится идея равноправия и самоопределения народов. Третьему периоду в постановке, решении и развитии прав народов – советскому – положила начало Октябрьская революция 1917 г. Он связан с утверждением права народов на существование и развитие. Четвертый период становления прав народов знаменуется этническим ренессансом. Здесь – стремление к сохранению самобытности народов.
Предлагается классификация прав народов, связанная с двумя основаниями: с возможностью самовыражения народа (внутренне присущие права) и с реализацией народного суверенитета в различных сферах жизнедеятельности: политической, социально-экономической и культурной.
Для этого возможно выделение следующих основных групп прав народов:
Внутренне присущие права – права, которые базируются на стремлении народов самостоятельно определять свою судьбу: право на самоопределение, на самоидентификацию (имя, язык).
Политические права – права, связанные с порядком делегирования народом своего суверенитета государству: право на власть, на равные права с другими народами, на национальную и международную безопасность (на мир), на участие в решении национальных и глобальных проблем.
Социально-экономические права – права, являющиеся материальной основой суверенитета народа: право на неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами, на свободное распоряжение собственными богатствами, на справедливое с другими народами распределение прав и возможностей, на достойную жизнь.
Культурные права – как идеологическая форма реализации суверенитета народа: право на культурное развитие, на самобытность, на информацию о других народах.
Необходимость гармоничных отношений, неразрывно связанных между собой прав человека и прав народов, объясняется логикой их диалектической взаимосвязи. Она заключается в определенной самостоятельности каждого права.
Во-первых, права народов – это не сумма индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность. Они имеют качественно иные свойства, появляются и формулируются по мере становления целей и интересов коллективного образования.
Во-вторых, ценностный смысл выработанного тысячелетним опытом цивилизации набора универсальных прав человека состоит в том, что в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и человечества в целом.
В-третьих, многонациональному народу Российской Федерации присуще чувство коллективизма.
[6] Коллективная психология россиян сформировалась в естественной среде. Громадные пространства страны, суровые климатические условия, труднопроходимые территории заставляли и заставляют, чтобы выжить, действовать совместно, общиной, всем миром. Это не нивелирует личность, а делает ее более защищенной. В таких условиях коллективное и индивидуальное должны сочетаться, дополняя друг друга, обеспечивая возможности для гармоничной жизни народа.
В связи с этим коллективные права не могут ставиться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии, проверяться ими «на качество»; любой российский правовой документ, касающийся коллективных прав, должен рассматриваться как часть уже существующей системы правовых стандартов по правам человека; необходима систематизация норм российского и международного права, относящихся к правам народов; целесообразен выпуск официального издания сборников российских и международных правовых актов, касающихся прав народов, как ратифицированных Россией, так и находящихся на стадии рассмотрения.
Изменения последних лет в сфере межнациональных отношений с особой остротой ставят вопрос о необходимости уточнения как в конституционном (государственном), так и в международном праве содержания понятия «государственный суверенитет». Россия могла бы обосновать целесообразность определения в международно-правовых актах четких механизмов его реализации, предусматривающих: а) пределы, ограничивающие принципы государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств, за которыми начинаются не только права человека, но и права различных групп народов; б) исчерпывающий перечень мер, применяемых мировым сообществом к государствам за геноцид, этнические чистки, массовые нарушения прав человека; в) специально утвержденные международные институты и организации, уполномоченные, при наличии соответствующих условий и критериев, прибегнуть к этим мерам.
Исходя из аксиомы о том, что каждый народ должен обладать всеми правами и свободами, закрепленными в российских и международных правовых актах (иметь право на равные права), государственная политика Российской Федерации по отношению к народам страны должна основываться на знании их реального положения и сопровождаться принятием соответствующих федеральных законов, разработкой и реализацией программ развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, каждая из которых имела бы свои определенные цели и задачи. Эти программы должны реализовываться параллельно, во взаимосвязях и в логической последовательности, поступательно, то есть - от достигнутого к новым положительным результатам. Целесообразны федеральные законы и программы развития: а) русского народа, как в целом по России, так и в конкретных субъектах Федерации, в регионах с учетом его исторической, государствообразующей, собирательной и солидарной роли; б) народов в республиках и автономиях, особенно там, где высок коэффициент многонациональности и особенно там, где идут объединительные процессы по укрупнению субъектов Федерации; в) коренных малочисленных народов с учетом их катастрофического положения и фактического сворачивания программ их развития; г) национальных меньшинств с предоставлением им права на традиционные формы национально-культурной автономии.
Наиболее трудным вопросом правового регулирования является вопрос взаимоотношения власти и общества. Ежегодное «совершенствование» избирательного законодательства доказывает, что законы по реализации высшего непосредственного выражения власти народа воспринимаются федеральными властями как акты временные, с ограниченным сроком действия, создаваемые в каком-то смысле для правящей элиты. Тогда как правомерным основанием их изменения может быть только социальная обоснованность – непреодолимые трудности, создаваемые прежними законами. Проблема заключается в том, что непосредственно свою власть народ может проявить лишь на выборах, когда он становится электоратом, и кандидатам в любой уровень власти необходимы его голоса, а затем между властью и народом возникает пропасть. Главным условием ее преодоления должен стать переход наших соотечественников на «гражданский стиль поведения». Становлению гражданского общества как действенного фактора единения народов Российской Федерации, превращению российского народа из объекта в субъект управления, может способствовать корректировка деятельности партийных и общественных организаций. Нынешние партии перестают быть выразителями сословных интересов, генераторами новых идей. Для создания настоящей партийной системы и авторитетных общественных организаций и движений необходимы новые федеральные законы о политических партиях и об общественных организациях, а также установление через Общественную палату, Ассамблею народов России действительного диалога различных слоев населения друг с другом и общества с властью.
[7]
Регулирование социальной, этнической жизни народов Российского государства зависит от условий формирования и бытия собственно этнических элементов народов: природных, географических, территориальных, экономических, социальных, государственно-правовых. В связи с этим необходим дифференцированный подход к укреплению доходных полномочий субъектов РФ. Государство должно обеспечить такие условия, чтобы каждый гражданин страны, независимо от места проживания, мог получать одинаковые социальные гарантии. Весьма важным в этой связи представляется принятие федерального закона «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации», в котором были бы, в том числе, представлены и государственные социальные стандарты.
[8]
Сегодня весьма актуально последовательное и целенаправленное проведение линии на единение народов России, при котором все граждане идентифицируют себя со своим государством, выстраивая отношения на крепком и общем для всех российском знаменателе – единой тысячелетней духовной традиции, выражающейся в коллективной психологии россиян и их соборности.
Базовым условием гарантии прав народов должно стать реформирование федеративного устройства России. В ближайшей перспективе наиболее целесообразен эволюционный путь постепенного, поступательного укрупнения субъектов Российской Федерации, предполагающий их реальное равноправие, провозглашенное Конституцией (ч. 1 и 4. ст. 5) и, как следствие, – равноправие всех народов России. Необходимым условием является выработка модели укрупнения (объединения) субъектов – как ориентир (причем, разумно гибкий), к которому необходимо стремиться.
Сегодня самочувствие любого, даже самого небольшого по численности из российских народов, а вместе с ним и стремление либо отмежеваться и обособиться от других, либо жить в единой семье, зависит от двух факторов: во-первых, от того, каковы гарантии сохранения его самобытности и защиты от возможных притеснений и, во-вторых, от степени его свободы в своем самоуправлении и развитии.
Если нашей стране, а равно и международному сообществу, удастся обеспечить эти условия, для большинства народов будет изжито явление, называемое агрессивным или экстремистским сепаратизмом.
[1] См.: Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Х Всемирном Русском Народном Соборе: «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке». – М., 2006.
[2] Заметим, что понятие «народ» нередко употребляется и при характеристике совокупности различных социальных слоев общества (в узком значении).
[3] Коренные малочисленные народы – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. См.: Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
[4] Характеристика народа, по наименованию которого названо соответствующее государство или национально-государственное образование.
[5] Национальным меньшинством в Российской Федерации признается проживающая в России часть народа, имеющего за ее пределами государственное образование и сохранившая в инонациональной среде национальное самосознание, язык, культуру, традиции и другие присущие этнические особенности. К национальным меньшинствам в Российской Федерации относятся также лица, принадлежащие к народам, не имеющим за пределами России своих государственных образований, если иное не определено законом. См. Фомиченко М.П. Защита прав народов в Российской Федерации. – М., 2005. С. 240.
[6] Его не следует противопоставлять европейскому индивидуализму. Ибо и там признаются права коллективов, общностей и объединений. Кроме того, Россияне всегда ценили честь, достоинство как индивидуальные качества личности.
[7] См.: Нетреба Т. Партии. Перезагрузка // Аргументы и факты, 2006, № 14.
[8] См.: Ткач А. Народов много. А нация одна. // Парламентская газета, 2006, 7 апреля.