Прошло более года со дня избрания Московской городской Думы четвертого созыва. В декабре 2005 года впервые депутаты избирались не только по одномандатным округам, но и по партийным спискам, образовав в составе Думы три фракции - "Единая Россия", КПРФ и "ЯБЛОКО - объединенные демократы".
По итогам первого года работы городского парламента возникают вопросы, что изменилось в работе Думы за последний год? Как повлиял на нее переход к формированию большей части депутатского корпуса по партийным спискам?
В статье рассматриваются предметы исключительного ведения Российской Федерации сквозь призму их роли в обеспечении целостности российского общества и государства. Делается вывод о том, что закрепление системы предметов ведения Российской Федерации исходит из необходимости обеспечения баланса интересов федерального центра и субъектов РФ, который достижим только при обеспечении их взаимовыгодного сотрудничества и субсидиарности
В статье рассматриваются предметы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Делается вывод о том, что основными юридическими инструментами конкретизации полномочий федеральной власти и органов государственной власти субъектов федерации при разграничении их компетенции являются нормативно-правовые акты и конституционно-правовые договоры. При этом использование второго из названных механизмов противоречит концепции предметов совместного ведения
В статье рассматриваются вопрос о соотношении законодательных и договорных форм и способов разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами. Автор делает вывод о том, что в настоящее время сфера совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ характеризуется доминированием федеральной воли в решении входящих в неё вопросов, в связи с чем конкретизация механизмов взаимодействия между федеральной властью и органами государственной власти субъектов РФ – это зона ответственности Российской Федерации. Инструментом такой конкретизации могут стать Основы законодательства по предметам совместного ведения и др.
В статье рассматриваются предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации сквозь призму их роли в обеспечении баланса между федеральной и региональной властью. Делается вывод о том, что российская Конституция, с одной стороны, закрепляя предметы исключительного ведения субъектов РФ по остаточному принципу, признает за ними достаточно широкий объем компетенции; однако, с другой стороны, при реализации этой компетенции субъекты РФ серьезно ограничены как основами конституционного строя России, так и специфическими полномочиями федеральной власти, которые позволяют расширительно толковать предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
В статье рассматриваются модели разграничения предметов ведения и полномочий меду федеральным центром и субъектами федерации сквозь призму культурно-исторических особенностей развития государств. В сравнительно-правовом аспекте анализируется опыт федеративного государственного устройства и разграничения предметов ведения и полномочий в США, ФРГ, Индии, Австрии и Бельгии.
В статье рассматриваются основные тенденции в современных федерациях, связанные со стимулированием развития регионального уровня принятия политических решений. Одной из таких тенденция является передача центральной властью определенного объема полномочий на региональный уровень. Принципиальным при этом становится вопрос о форме передачи полномочий от центра в регионы. Так, с конца ХХ в. такая форма передачи, как децентрализация, находится в постоянном противостоянии с так называемой деволюцией. Эти формы различаются по своим последствиям – в одном случае полномочия передаются на возвратной, в другом – на безвозвратной основе. В статье анализируется опыт США, где процессы децентрализации и деволюции сосуществуют с идеями конкурирующего федерализма
Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru