Реформы второй половины XIX века добавили в управление губернией много сложностей. Так, после проведения городской реформы 1870 года губернская администрация приступила к наблюдению за законностью распоряжений и действий городских дум и управ. В деятельности последних практически с момента образования стали возникать злоупотребления, так как должностным лицам городских органов недоставало опыта управления и юридических знаний. Но некоторые злоупотребления совершались и в корыстных целях. Функции надзора за деятельностью самоуправления стало выполнять губернское по городским делам присутствие. В статье 11 Городового положения от 16 июня 1870 года говорилось о том, что для рассмотрения дел по жалобам, пререканиям дел или по непосредственному усмотрению губернатора о незаконности решений городского общественного правления «учреждается в каждой губернии под председательством губернатора губернское по городским делам присутствие». Согласно нового Городового положения от 11 июня 1892 года было создано единое губернское присутствие по земским и городским делам. В его состав входили: губернатор - в качестве председателя, вице-губернатор, управляющий казенной палатой, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова и, по выбору, один гласный земского собрания, утвержденный министром МВД . Так же, помимо установленных лиц, на заседание присутствия приглашались представители тех ведомств, интересы которых затрагивали решения городского самоуправления. Сам председатель имел право приглашать в присутствия для необходимых объяснений и посторонних лиц, но без предоставления им права голоса.
Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru