Развитие международного института защиты политических прав и свобод незаметно подвело нас к ситуации, когда народы (в большей степени – органы государственной власти, которым народ делегировал реализацию положений, установленных национальной конституцией) все чаще встают перед фактом выбора в вопросах организации электоральных процедур – продолжать суверенное и независимое развитие нации в соответствии с положениями основного закона государства или всецело довериться международным (а может даже иностранным) органам или организациям в соответствии с имеющими место обязательствами государств по «гуманитарной корзине»? Проблемность данной ситуации все отчетливее ощущается при организации и проведении выборов в государствах так называемой «молодой демократии», перерастая порой в международные споры и (пока еще только) дискуссии.
С 4 по 7 июня Евросоюз будет избирать свой наднациональный представительный орган – Европейский парламент, состоящий из 736 депутатов. В шестом составе Европарламента их было 732, а с 2014 года их станет уже 750 (что подтверждает тезис о том, что избирательное законодательство является самым «подвижным» в современном мире). Выборы во всех 27 государствах Евросоюза будут проходить по чисто пропорциональной системе (с 2007 года такая же схема выборов депутатов Государственной Думы применяется и в Российской Федерации).
Книга эксперта Российского общественного института избирательного права, кандидата юридических наук Красинского Владислава Вячеславовича «Правовое обеспечение избирательного процесса в интересах национальной безопасности России» не случайно вышла в период объявленной «перезагрузки» российско-американских отношений и построения новой архитектуры европейской безопасности, которая не может находиться в отрыве от вопросов национальной безопасности каждого отдельного государства на европейском пространстве.
Статья посвящена проблемам организации современных электоральных процедур и их соответствию общепризнанным демократическим стандартам организации и проведения выборов. Анализируются организация и проведение общенациональных выборов в Уганде, прошедших достаточно спокойно 18 февраля 2011 г. на фоне народных волнений и бунтов на севере Африке и Ближнем Востоке. Автор подводит читателя к выводу, что каждое современное цивилизованное государство имеет право на национальный суверенитет по организации выборов (электоральный суверенитет), процедуры которых должны соответствовать ожиданиям избирателей. В этом случае, при условии отсутствия внешних «раздражителей», государство будет застраховано от различных «бархатных» революций – каштановых, тюльпановых, банановых, оранжевых и т.п.
Статья посвящена проблемам общественного контроля на выборах, как одного из направлений деятельности гражданского общества в обеспечении развития демократических процедур. Автор считает, что общественный контроль на выборах необходим как обществу, так и государственной власти. При этом он не должен подменять собой работу организаторов выборов и не должен превращаться в борьбу за власть, оставаясь бесконтрольным со стороны общества
Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru